Принципы и задачи мониторинга транспорта

Мониторинг транспорта (МТ) - отслеживание временных и пространственных координат (ВПК) местонахождения транспортного средства. Обеспечивается посредством спутниковых систем позиционирования (СП) GPS или ГЛОНАСС. Полученные координатные данные передаются на диспетчерский пункт для анализа и принятия решений. Данные передаются дистанционно (online) или по прибытии транспортного средства (offline). МТ может использоваться для решения следующих задач:

  1. Контроль за целевым использованием транспорта
  2. Контроль соблюдения графика движения
  3. Обеспечение безопасности
  4. Оптимизация маршрутов
  5. Помощь водителю в выборе маршрута на местности

Для решения задач 2,3 и 5 необходима непрерывная дистанционная передача координатных данных и персонал для их анализа и принятия мер. Для задач 1 и 4 достаточно фиксации координатных данных и считывания их по прибытии на диспетчерский пункт. На транспортном средстве устанавливается мобильный модуль (ММ), состоящий из следующих частей: приемник спутниковых сигналов (ПС), модули хранения (МХ) и передачи (МП) координатных данных. Программное обеспечение (ПО) ММ получает координатные данные от ПС, записывает их в МХ и по возможности передает посредством МП. МП позволяет передавать данные, используя беспроводные сети операторов мобильной связи (ОМС). Данные из беспроводной сети попадают в сеть передачи данных ОМС и далее маршрутизируются соответствующим internet-провайдерам для доставки их оператору транспортного мониторинга (ОТМ). На сервере ОТМ происходит проверка непрерывности и корректности координатных данных и их запись в базу данных (БД). Диспетчер на своем компьютере, посредством соответствующего ПО формирует запрос на получение координатных данных. Этот запрос через internet-провайдера передается на сервер ОТМ. На сервере делается необходимая выборка данных из БД, подготовка их представления и передача. Диспетчерское ПО на основе полученных данных формирует текстовые и графические отчеты.

Схема системы МТ с непрерывной дистанционной передачей данных
зеленый цвет - СП и ПС; красный цвет - МП и беспроводная сеть ОМС; оранжевый - сеть передачи данных ОМС; синий - internet-провайдер; желтый - сервер ОТМ; серый - транспортные средства и диспетчерский пункт
Схема системы МТ с непрерывной дистанционной передачей данных.

Более простой и дешевой является схема МТ с накоплением координатных данных и считыванием их по прибытии на диспетчерский пункт. На транспортном средстве устанавливается упрощенный ММ, состоящий из ПС и МХ. По прибытии, данные из МХ записываются на диспетчерский компьютер и на их основе формируются необходимые отчеты. Рассмотрим подробнее функциональность которую должны обеспечивать вышеуказанные аппаратно-программные средства.

Мобильный модуль.

Для работы ММ необходимы: подводка питания от бортовой сети транспортного средства, выносные антенны для ПС и МП, в зависимости от места размещения ММ. Каждый ММ имеет уникальный идентификатор для определения принадлежности координатных данных транспортному средству. ПС принимает сигналы спутников системы позиционирования и по ним вычисляет ВПК. Их запись в МХ происходит через определенный промежуток времени или через определенное расстояние.

информация Вместе с координатными данными, ММ дополненный соответствующими датчиками, может отслеживать различные параметры транспортного средства. Например, расход топлива, уровень топлива в баке, текущий километраж, температуру в грузовом отсеке, открытие/закрытие дверей, пуск/выключение двигателя, вес груза, количество людей в транспортном средстве.

Передача данных в беспроводную сеть ОМС производится через определенные промежутки времени, по накоплению определенного количества координатных данных или по запросу с сервера ОТМ. Своевременная передача данных может не состояться по ряду причин: неравномерность покрытия территории беспроводной сетью ОМС, аварийная ситуация у internet-провайдера или ОТМ. В этом случае ММ работает в автономном режиме: записывает данные в МХ и следит за возможностью возобновления передачи. Помимо координатных данных, ПО ММ собирает служебную информацию: уровень сигнала сети ОМС и время доступа к серверу ОТМ. Данные записываются в МХ и также передаются на сервер ОТМ. Отслеживание уровня сигнала беспроводной сети позволяет:

  1. Произвести внеочередную передачу данных при его резком снижении
  2. При прекращении поступления координатных данных, диспетчер сможет сделать вывод о причине: выход из зоны покрытия ОМС или внештатная ситуация
  3. Выставить ОМС требования об улучшении покрытия

Сервер ОТМ.

Сервер работает круглосуточно, его выход из строя на короткое время не является критичным, так как все данные хранятся в МХ. Но в результате длительной неисправности может произойти переполнение МХ и часть данных будет безвозвратно потеряна. Поэтому должны быть приняты меры для сокращения времени неработоспособности сервера ОТМ. Например, виртуализация серверного ПО и использование резервного физического сервера для быстрой замены. Серверное ПО состоит из следующих процессов:

  1. Обмен данными с ММ. Обеспечивает прием координатных данных, служебной информации; их проверку на непрерывность и корректность. Передачу запросов на внеочередную или повторную передачу данных. Запись в БД.
  2. БД. Обслуживает запросы на запись и чтение данных. Содержит ВПК и служебную информацию по всем ММ; соответствия ММ транспортным средствам; принадлежность ММ диспетчерским пунктам.
  3. Обмен данными с диспетчером. Принимает запросы от диспетчерского ПО. Проверяет права диспетчерского пункта на доступ к данным соответствующих ММ. Получает необходимые данные из БД. Передает их диспетчерскому ПО.

Диспетчерский пункт.

На компьютере диспетчера устанавливается ПО, которое обеспечивает получение координатных данных с сервера ОТМ. Данные используются для предупреждения диспетчера об определенных событиях, формирования отчетов, визуализации, посредством использования картографической информации. ПО обеспечивает обработку следующих событий:

  1. Прохождение или непрохождение определенных контрольных точек в заданное время
  2. Отклонение от заданного маршрута на определенное расстояние
  3. Остановка более определенного времени
  4. Превышение определенной скорости
  5. Движение в запрещенное время
  6. Отклонение параметров дополнительных датчиков
  7. Падение уровня сигнала беспроводной сети ОМС
  8. Прекращение поступления координатных данных
  9. Переполнение памяти в МХ

События записываются в БД на компьютере диспетчера. На их основе формируются отчеты по выбранным транспортным средствам за определенный период. Для удобства анализа, пространственные координаты представляются в виде последовательности точек на карте либо списка адресов (страна, населенный пункт, улица). Используемая для этой цели картографическая информация характеризуется большим объемом и сравнительной неизменностью. Каждый раз получать ее с сервера ОТМ нецелесообразно, она храниться на компьютере диспетчера и обновляться по мере необходимости. Для успешного использования системы МТ необходимы соответствующие административные меры. На предприятии вводятся политика и процедуры использования транспортных средств в которых оговорены:

  1. Порядок использования транспорта.
  2. Ответственные лица и ответственность за нецелевое использование
  3. Ответственность водителя за нарушение графика движения
  4. Ответственность водителя за вскрытие ММ, повреждение антенн, антенных кабелей, проводки питания.
  5. Ответственность водителя за применение средств создающих помехи в диапазонах работы ПС и МП.
  6. Порядок проверки диспетчером исправности ММ перед выездом транспортного средства.
  7. Определение порядка действий диспетчера при возникновении определенных событий

Эффективность системы МТ с дистанционной передачей данных зависит от непрерывной работоспособности сервисов СП, ОМС, ОТМ и internet-провайдера. Поэтому, кроме внутренних административных мер, необходимо заключение соответствующих договоров.


Мониторинг транспорта осуществляется с помощью спутниковых систем позиционирования. Система позиционирования состоит из передающих спутников и наземных приемников сигнала, вычисляющих свои временные и пространственные координаты. Существует две схемы мониторинга: с дистанционной передачей данных через сети операторов мобильной связи (online); с фиксацией координатных данных и считыванием их по прибытии на диспетчерский пункт (offline). На основе полученных временных и пространственных координат формируются отчеты в текстовом виде и визуальное представление с использованием картографической информации.


информацияВозникшие вопросы вы можете задать на форуме по GPX анализатору.

 

Категория: