Учителя и ученики

Тэги: 

17 апреля 2009 года, Москва. Компания Microsoft совместно с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) провели онлайн-урок, посвященный вопросам обеспечения безопасной работы детей в Интернете.

Сегодня наши дети более информированы о возможностях компьютера и Интернета, чем мы. Но, к сожалению, им бывает очень сложно оценить опасность содержания той или иной информации. Именно поэтому Microsoft и АПКиППРО приняли решение разработать программу, с помощью которой преподаватели смогли бы освоить базовые принципы компьютерной безопасности и защитить детей от возможных компьютерных угроз уже на школьной скамье. Кроме того, рекомендациями, представленными в программе, могут воспользоваться и родители. (Л.Н. Горбунова, проректор по научно-методической работе АПКиППРО).

Как и государство, мы заинтересованы в том, чтобы именно учителя были самой образованной, передовой частью общества, пользовались заслуженным авторитетом у подрастающего поколения. Этого невозможно достичь без общей культуры, в понятие которой обязательным компонентом входит информационная грамотность. Поэтому мы видим своей основной задачей познакомить преподавателей с последними технологическими достижениями, помочь им уверенно овладеть ИКТ, чтобы они, в свою очередь, научили подрастающее поколение развиваться и получать образование с помощью компьютера и Интернета. А безопасность подрастающего поколения в Интернете является нашей общей задачей и одним из стратегичских приоритетов для нашей компании. (Николай Прянишников, Президент Microsoft в России).

Методолог от образования и российский президент M$ разными словами говорят об одном и том же. О важных для человека инстинктах обучения и защиты потомства. Конечно, в приложении к информационным технологиям. Все привыкли, что старшие поучают младших. Этой установке тысячи лет. Старшее поколение, накопив опыт использования технологий и проанализировав его, передает подрастающему все наилучшее. Авторитет учителя основан на том, что он владеет проверенной информацией отсутствующей у ученика. С ИТ привычный порядок нарушен. Мы с вами находимся в тот момент времени, когда они только зарождаются и не имеется длительного опыта их использования. Старшее поколение оказывается на одном уровне с подрастающим. И даже в более невыгодном положении, так как уже имеет сформировавшуюся систему знаний и умений. С течением времени все встанет на свои места. Нынешние подростки накопив опыт использования ИТ, сделают необходимые выводы и передадут своим детям и т.д. Но, что делать с теми преподавателями, которые работают сейчас? Их информация о компьютере и интернете почерпнута из телевизионных передач и статей типа "Ноутбук убил канадскую женщину". Такими знаниями авторитета среди учеников не заработаешь. А по должности они обязаны обучать

подрастающее поколение развиваться и получать образование с помощью компьютера и Интернета

И вот начинаются судорожные попытки "познакомить и помочь овладеть" - не высылать же их миссионерами в Африку. Теперь, безопасность детей в интернете и прочие возможные компьютерные угрозы. Интернет это никакое не чудовище, превращающее детей в идиотов и маньяков. Интернет - инструмент для обмена информацией. И обеспечение безопасности в интернете это всего лишь подпроблема обеспечения безопасности общения, безопасности обмена информацией. Отойдем от темы статьи, вернее рассмотрим ее в более общем виде. Существует два подхода к обеспечению безопасности обмена информацией. Первый - ограничение доступа. Для решения этой задачи используются различные методы фильтрации. Представим себе ребенка, который живет под колпаком. Ему подают обеззараженный воздух, фильтрованную воду и пищу, исходя из благого намерения сберечь его здоровье. И все действительно хорошо, пока есть силы и время. Но, любое прекращение фильтрации будет катастрофой, тем большей, чем дольше организм привыкал к огражденному состоянию. Второй подход основан на создании системы ценностей, на основании которой, ребенок сам сможет оценивать поступающую информацию. Принимать полезную и отбрасывать нежелательную. Такой подход более устойчив, так как изменить уже сформированную систему ценностей человека задача дорогостоящая и требующая длительного времени (а иногда просто невозможная). Индивидуальным злодеям и любителям детской порнографии такая задача не по силам.