Психотехники вокруг нас

В однозначно рекомендуемой к прочтению книге Л.П. Гримака "Тайны гипноза, современный взгляд" рассматриваются многие психологические технологии, берущие начало в древней истории человека. С успехом доработанные и широко (тотально) применяемые сегодня. Они настолько вездесущи, что большинство их даже не замечает.

Позволю себе процитировать.

Про телевидение:

Сопоставление таких, казалось бы, разнородных явлений, как гипноз и телевидение, на первый взгляд, кажется неправомерным... Для того чтобы показать обоснованность... следует уяснить, с какими психологическими наработками мы вошли в эпоху так называемой цивилизованности...

Как ни прискорбно сознавать, но антропология свидетельствует, что не индивидуальное благоразумие, а групповые внушаемость и гипноз явились основой обыденного сознания человека... внушаемость и способность впадать в гипноз, закрепившись генетически, начали проявляться и у современного человека во всем многообразии его подсознательных действий...

Телевидение выступает в качестве новейшего и эффективнейшего средства формирования гипнотической пассивности зрителя, которая способствует прочному закреплению создаваемых психологических установок.

Одна из причин гипнотизирующего действия телепередач кроется в том, что восприятие их содержания приводит к большому расходу энергии... Нервная система (особенно детская), будучи не в силах выдержать такой интенсивный процесс осознавания, уже спустя 15-20 минут формирует защитную тормозную реакцию в виде гипноидного состояния, которое резко ограничивает восприятие и переработку информации, но усиливает процессы ее запечатления и программирования поведения.

Являясь одним из главных средств массовой коммуникации и оказывая огромное влияние на всю социальную систему, телевидение в настоящее время фактически контролирует всю нашу действительность, пропуская ее через свои фильтры и поляризуя определенным образом все поле культуры. То, что не попадает на каналы телевидения, в наше время почти не оказывает влияния на состояние общества.

Про рекламу:

Телереклама в особенности, по своей сути и возможностям - гениальная форма психологической агрессии, которой нечего противопоставить рядовому законопослушному гражданину.

Первоосновой ее общественной силы явилось то обстоятельство, что она "явочным порядком" взяла на себя роль проводника и радетеля основы демократической свободы - свободы гарантированного индивидуального выбора как особой личностной ценности. Современные манипуляторы сознанием от телерекламы используют этот миф в своих интересах, заявляя, что они лучшим образом обеспечивают свободу индивидуального выбора...

Про методы внушения в подсознание:

Средства массовых коммуникаций, пишет У. Ки, применяя специальную технику воздействия на подсознание, "насилуют наши чувства ежедневно в течении многих часов. Это насилие со стороны масс-медиа обладает специфическими свойствами управлять, манипулировать человеческим поведением и контролировать его в интересах многомиллионной национальной экономики".

и политики и вообще, в интересах кого угодно

При определенных условиях подпороговая стимуляция может оказывать влияние на поведенческие реакции человека в обход сознательного контроля и что в этом случае, по-видимому, нет возможности ей противостоять.

На процессы осознанного восприятия оказывают влияние добавочные неосознанные раздражители наиболее типичной формой реагирования на неосознаваемые стимулы является связанное с ними возникновение образов-символов, проявляющихся также в сновидениях.

Специфика действия подсознательных стимулов на психику человека имеет много общего с эффектами постгипнотического внушения. В обоих случаях наблюдается влияние определенного воздействия на поведение человека без осознания им этого факта.

Итоги:

Бурное развитие коммуникационных технологий масс-медиа привело к тому, что сегодня проблема экологии информационной сферы выглядит еще более зловеще, чем экология биологической среды обитания.

"Кто-то должен постоянно отслеживать передачи в средствах массовой информации на наличие неосознаваемых внушений и иметь право остановить любую передачу и применить санкции..."

"В зарубежном опыте пока также нет достойных решений..."

Одним из способов борьбы с коммерческими манипуляциями подсознанием людей может стать предание гласности многообразной практики подсознательных воздействий на человеческую психику в целях ее модификации.

Надо понимать, что телевидением дело не ограничивается. Интернет, компьютерные игры, статические носители визуальной рекламы, слухи, религии, система образования - все это предназначено для внушения определенных психологических установок.

Совершенно позабыто, что человек существо разумное и многие вещи ему можно разъяснить.

Безобидный пример, насколько мы не замечаем ежедневных манипуляций с нашим сознанием. Герб банка России, растиражированный миллиардами копий и попадающий на глаза по нескольку раз в день.

Старый образец напоминает придушенного цыпленка-бройлера. Пухлое тельце, куриный клюв с вывалившимся языком, растопыренные куринные же лапы, бессильно поникшие крылья. При взгляде на него остается ощущение беспомощности и близкого конца. Тут же написана, явно завышенная цена - десять рублей. Кстати, про Российскую Федерацию ни слова.

На монете 2016 года ситуацию выправили. Как говорится, найдите десять отличий.

Домашнее задание: прочитав эту статью попробуйте выявить примеры внушения и используемые при этом психотехники в окружающей вас жизни.

Добавить комментарий.

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.