Интернет оглупляет?

Тэги: 

На днях на глаза попалась статья Николаса Карра (Nicholas Carr), американского публициста, автора книги о влиянии интернета на умственные способности.

Карр занялся написанием этой книги после того, как заметил, что постоянно работая за компьютером и пользуясь Интернетом, утратил способность к сосредоточенному и внимательному изучению, появилось чувство информационного голода, он стал рассеянным и раздражительным.

Научные исследования показывают, что интернет, из-за постоянных раздражителей и отвлекающих материалов, приводит к тому, что наши суждения становятся поверхностными и мозаичными.

Оказалось, что люди читающие текст переполненный ссылками, хуже понимают смысл, чем те, кто читает с бумаги. Насыщенная презентация запоминается хуже, чем преподнесенная в спокойной и сосредоточенной манере. Люди, постоянно отвлекаемые письмами, всплывающими сообщениями и т.п. понимают меньше, чем те, кому дают сосредоточиться. И те, кто постоянно перескакивают с одной задачи на другую, часто менее творческие и менее продуктивные чем те, кто занимается одновременно одной задачей.

Общая причина этих проблем - рассеивание внимания. В умении фокусироваться и концентрировать мысли - сила человеческого ума, памяти и личных способностей. Только когда мы уделяем пристальное внимание изучению новой информации, мы можем систематизировать ее и связать со всеми знаниями накопленными нашей памятью, что необходимо для глубокого и критического мышления.

Когда мы постоянно отвлекаемся, наш мозг не может создать устойчивых и обширных нейронных связей, которые придают ясность и глубину нашим мыслям. Мысли становятся бессвязными, а наша память непрочной. Как замечательно сказал римский философ Сенека "быть везде, значит не быть нигде"

Это заключение подтверждают выводы специалистов из Германии, изучавших поведение людей при посещении веб-страниц. Оказалось, что на просмотр одной страницы в среднем тратится менее 10 секунд. Люди, использующие подобную практику «мультизадачности», хуже справляются со всеми тестами, легче отвлекаются, сложнее сосредотачиваются и отделяют важную информацию от второстепенной. Исследователи были удивлены этими результатами, они ожидали, что люди проявляющие «многозадачность» будут обладать некоторыми интеллектуальными преимуществами. Но на самом деле они даже хуже выполняют «мультизадачные» задания. По словам одного из исследователей, Клифорда Нэсса, «их все отвлекает».

Было бы хорошо, если бы все негативные последствия такого восприятия информации исчезали, как только выключается компьютер, но, к сожалению, это не так. Наш мозг быстро адаптируется к инструментам поиска, хранения и получения знаний которыми мы пользуемся. Таким образом, даже когда мы не используем компьютерные технологии, мы применяем те же методы познания.

Нет ничего плохого в умении беглого просмотра статей, книг, журналов в поисках полезной информации, это так же необходимо, как и вдумчивое чтение и тщательный анализ. Плохо то, что такой поверхностный способ мышления становится нашим основным методом получения и анализа знаний.

Ослепленные сокровищами интернета, мы не замечаем причиняемого вреда нашей интеллектуальной жизни.[1]

Для меня статья Карра оказалась интересна по двум причинам.

Во-первых, я за собой уже давно стал замечать, что при посещении веб-страниц приходится себя ограничивать - заинтересовался статьей, будь добр прочти, не скачи как сайгак по ссылкам. Буквально заставляешь себя концентрировать внимание, задержаться, не убегать на сопутствующие страницы. К сожалению, это не всегда удается, а если дать себе волю - через пару часов сплошная каша в голове.

А во-вторых, читая статью Карра, понял, что меня не устраивает в школах скорочтения. Вы вероятно встречались с рекламой подобного рода, а может даже общались с агентами, которые назойливо доказывают, что «все успешные люди», а также доктора и академики всех наук читают с определенной, и никак не меньшей скоростью. И, что пройдя у них курсы, вы также сможете поразить друзей скоростью поглощения книг. А тут еще знакомые ребенка на таких курсах натаскали и никак не нарадуются тому, что девочка книги из библиотеки пачками носит. Соответственно появился вопрос и у жены – может и нашего оболтуса туда, вдруг учиться начнет?

Думаю, что бесплатного сыра не бывает, даже в мышеловках. И указанные в статье проблемы беглого, поверхностного просмотра информации присущи не только Интернету. Обученный скорочтению ребенок будет быстрее поглощать книги из школьной программы. Что даст повод для разговоров его родителям: "Наш сын читает 600 слов в минуту!!!" Смотрите и завидуйте.

Но вот погрузиться в текст, «прожить» его, проанализировать и использовать в дальнейшем, такой скорочтец уже не сможет. При чем, если у взрослого человека есть выбор, есть опыт чтения другим способом, то для ребенка вариантов уже не останется.

Добавить комментарий.

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.