Крым 9 мая 1945 000041
Севастополь (г.), проспект Острякова, мемориал летчикам-черноморцам 000041
Широта: ?. Долгота: ?.

В боевые столкновения с фашистами черноморские авиаторы вступили с первых дней войны. Во время обороны Перекопа они поддерживали ударами с воздуха действия 51-й и Приморской армий. К ноябрю 1941 г., когда большая часть Крыма была оккупирована гитлеровцами, авиация Черноморского флота в связи с потерей основных аэродромов перебазировалась на Кавказ. В Севастополе осталась лишь авиагруппа, сформированная на базе 8-го и 32-го истребительных полков. В составе ее был 41 истребитель, 31 самолет-разведчик и 10 штурмовиков. Командовал севастопольской авиагруппой полковник К.И. Юмашев.

Мужество и отвагу, высокое воинское мастерство проявили летчики-черноморцы при отражении первого наступления фашистов на город. 4 ноября в воздушных боях и на аэродромах противника они уничтожили 31 вражеский самолет. 5 ноября в юго-западном Крыму, близ с. Кучук-Сюрень (ныне с. Малое Садовое Бахчисарайского района), геройски погиб заместитель командира 2-й эскадрильи 11-го штурмового авиаполка капитан Н.Т. Хрусталев: он направил горящую машину на скопление техники противника. 6 ноября эскадрилья капитана А.А. Губрия нанесла внезапный бомбоштурмовой удар по гитлеровскому аэродрому в Сарабузе (ныне пгт. Гвардейское); было уничтожено 9, подбито 8 самолетов врага. 12 ноября младший лейтенант Я.М. Иванов совершил первый таран в небе Севастополя, 16 ноября отважный летчик повторил свой подвиг: в воздушном бою он сбил фашистский истребитель и таранил бомбардировщик. Посмертно Я.М. Иванову - одному из первых среди летчиков-черноморцев - было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего за период обороны Севастополя 16 летчиков ВВС Черноморского флота совершили воздушный таран. Среди них были прославленные асы Е.М. Рыжов, Б.Г. Черевко, Н.И. Савва.

К концу ноября в боевом строю севастопольской авиагруппы оставалось лишь 39 самолетов, но ее летчики продолжали наносить удары по врагу. Только 23 ноября при налете на аэродром в Сарабузе они уничтожили 15 бомбардировщиков, еще один был сбит ими в бою.

В ходе декабрьского наступления фашистов на Севастополь пилоты-черноморцы оказывали его защитникам поддержку с воздуха. Летчики И.Е. Корзунов, А.А. Кондрашин, В.Н. Стразов, Д.М. Лебедев, А.А. Губрий, М.Е. Ефимов, И.Ф. Кичигин, Н.Н. Евграфов и другие делали по 3-4 вылета в день.

К февралю 1942 г. севастопольская авиагруппа была усилена новыми самолетами Як-1, Миг-3, Ил-2, Пе-2, Дб-3, однако численное превосходство оставалось на стороне авиации противника. Но и в неравных боях, в самых тяжелых условиях советские летчики, отлично владея техникой пилотирования, успешно справлялись с заданиями.

21 января 1942 г. воздушная разведка обнаружила в Евпатории большое скопление вражеской артиллерии. Туда вылетела группа из пяти Пе-2, ведомая майором Ю.К. Пешковым. Евпаторию покрывала густая пелена тумана, прерывающаяся лишь на высоте 200 метров. Совершать бомбовый налет в таких условиях было невозможно. Но самолеты не повернули назад. Командир группы принял решение: в плотном строю пройти над скоплением техники противника и нанести удар на бреющем полете. Задание было выполнено. В тот же день майор Ю.К. Пешков повел звено Пе-2 на бомбардировку сарабузского аэродрома. Севастопольская авиагруппа постоянно наносила удары по вражескому аэродрому в Саках, где базировалась торпедоносная эскадра "Бельке", действовавшая на наших морских коммуникациях.

Накануне третьего наступления гитлеровцев на Севастополь из боевого состава военно-воздушных сил Черноморского флота была создана 3-я особая авиагруппа под командованием полковника Г.Г. Дзюбы. В разгар июньских боев за город отважно сражались летчики-штурмовики В.М. Вартотьян, В.Н. Куликов, Ф.Н. Тургенев, истребители М.В. Авдеев, Б.С. Бабаев, Ф.Ф. Герасимов, Г.В. Москаленко, Е.М. Рыжов, В.И. Хряев и многие другие. В воздушных боях 7 фашистских самолетов сбил К.С. Алексеев, по 4 - М.И. Гриб, В.С. Головков, И.К. Калинин. На переднем крае точными ударами громили живую силу и технику врага летчики-бомбардировщики М.И. Буркин, В.А. Мордин, Ф.М. Чумичев.

В этот период севастопольские аэродромы ежедневно подвергались ударам авиации и дальнобойной артиллерии противника. Нередко уже в момент взлета гитлеровские истребители атаковали советские боевые машины. Но и в этих условиях авиаторы-черноморцы совершали по 4-5 боевых вылетов в день.

В последние дни обороны, когда под угрозой захвата противником оказался аэродром на мысе Херсонес, советские летчики подорвали 36 неисправных самолетов, а на оставшихся в строю 17 вылетели в Анапу. Десять экипажей 23-го авиаполка под командованием капитана М.И. Ахапкина и более 2000 человек личного состава авиагруппы, взяв в руки оружие, вступили в бой с фашистами на земле. Отряд возглавил военком 3-й особой авиагруппы полковой комиссар Б.Е. Михайлов. Вечером 1 июля гитлеровцы прорвались к аэродрому. Собрав группу автоматчиков, отважный офицер повел их в контратаку. Удар противника был отбит, гранатами уничтожено четыре танка. 2 июля Б.Е. Михайлов погиб в бою. Выполняя священный воинский долг, севастопольские авиаторы с честью, до последней минуты жизни защищали родную землю.

За весь период обороны летчики севастопольской авиагруппы в воздушных боях и на аэродромах противника уничтожили 334, повредили 108 вражеских самолетов.

В начале Крымской наступательной операции авиация Черноморского флота под командованием генерал-лейтенанта В.В. Ермаченкова поддерживала ударами с воздуха боевые действия 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии. Директивой Ставки Верховного Главнокомандования от 11 апреля 1944 г. эти задачи были возложены на 4-ю и 8-ю воздушные армии. Авиаторы флота выполняли боевые операции на морских коммуникациях противника от Севастополя до румынских портов.

За мужество и отвагу, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, высшей награды Родины - звания Героя Советского Союза удостоен 61 летчик Черноморского флота.

В 1981 г. на проспекте Острякова сооружен мемориал "Мужеству, героизму авиаторов-черноморцев". Памятник виден издалека. Высоко к небу поднялись тридцатиметровые пилоны, увенчанные стилизованными изображениями самолетов. Маленькие истребители времен Великой Отечественной войны сегодня напоминают о подвигах летчиков Черноморского флота. Внизу пилоны окружены лентой Славы. В камне высечены барельефы - лица воинов-авиаторов, в которых подчеркнуты непоколебимая стойкость и сила духа. У подножия мемориала - стена памяти. Скульптор - Ю.А. Канашин, архитекторы - М.В. Фортуна, М.Г. Раду, инженер-конструктор - В.И. Панфил. 1

1 "Крым, памятники славы и бессмертия", С.Н. Шаповалова, В.Н. Барбух, Л.Н. Вьюницкая, А.А. Ляхович, С.М. Щербак, Симферополь издательство "Таврия" 1985.


Крым 9 мая 1945 000041
adminland.ru 25 марта 2009