Помните сказку о живой и мертвой воде? Человек давно, очень давно научился пользоваться удивительными свойствами исцеляющих вод. Крым богат минеральной «живой» водой, а если продолжить сравнение, богат он и «мертвой» — в соляных озерах. Только такая ли уж она мертвая, как кажется на первый взгляд? Посмотрите на любое крымское соляное озеро. Действительно, свинцовая поверхность воды, белые выцветы соли на берегу, ни кустика вокруг — безотрадная картина, поневоле заставляющая вспомнить о сказочной «мертвой» воде. Но давайте по порядку. Итак, в этой главе речь пойдет о соляных озерах и минеральных источниках Крыма. Сначала — об озерах.
В Крыму, кроме искусственных пресных водоемов, созданных человеком, есть и естественные озера, вода в которых, как правило, не годится для питья и полива. На вкус она горько-соленая, в каждом литре ее растворено до 30, а иногда и больше, граммов минеральных солей, главным образом обычной поваренной соли.
Посмотрите на карту Крыма. Вдоль западных, северных, восточных берегов моря вы видите разные по форме и размерам голубые пятна. Это и есть соляные озера. Всего их около тридцати, занимают они довольно значительную площадь — 53 000 гектаров. Правда, глубина их незначительна — в среднем до одного метра. По месторасположению они делятся на пять групп: Евпаторийскую (самое крупное — озеро Сасык-Сиваш площадью 7500 га), Тарханкутскую (самое крупное — озеро Донузлав — 4700 га), Перекопскую (наиболее крупное — озеро Кыркское — 3700 га), Чонгаро-Арабатскую (самое крупное — озеро Геническое — 980 га) и Керченскую (самое крупное — озеро Акташское — 2500 га).
По характеру образования озера делятся на две группы: морского и материкового происхождения. Вода в озерах первой группы фактически морская. Море либо затопило участки суши в связи с опусканием части побережья (главным образом устья рек, балок), либо морские заливы отделились от моря пересыпями. Материковые озера образовались в результате накопления поверхностных вод в понижениях рельефа, но вода в них тоже соленая. Предполагается, что соли накопились за счет вымывания их из почв и горных пород. К озерам материкового типа относится Перекопская группа. Правда, существует мнение, что в прошлом их днища также были залиты морем.
Воды соляных озер издавна использовались человеком. Из одних длительное время добывалась поваренная соль (Евпаторийское и Сакское озера), другие служили и продолжают служить источником сырья для химической промышленности Крыма (Сасык-Сиваш, Старое, Красное).
Систематическое изучение соляных озер Крыма началось при Советской власти. В июле 1926 г. в Саках была создана Контрольно-наблюдательная станция, преобразованная в 1971 г. в Республиканскую гидрогеологическую станцию. До недавнего времени станция следила только за режимом Сакского озера; в последние годы она осуществляет наблюдение за режимами соляных озер и минеральных вод на территории всего юга Украины, где расположены грязевые курорты.
Природные богатства озер — это база для развития химической промышленности Крыма. Сакский химический завод длительное время работал на сырье добываемом из Сакского и Сасык-Сивашского озер. В настоящее время на базе соляных озер Перекопской группы и Сиваша работает Перекопский бромный завод.
Соляной промысел на озере Сасык-Сиваш. |
Для изучения химических ресурсов Крыма и решения задач комплексной переработки сырья в Саках был создан головной научно-исследовательский институт йодобромной промышленности — научная честь Всесоюзного объединения «Союзйодобром». Институт занимается разработкой и внедрением на предприятиях химической промышленности высокоэффективных методов производства различных химических соединений из природного сырья; здесь решаются вопросы комплексного использования рассолов Сиваша.
Крымские озера используются не только для промышленных целей. Некоторые из них получили известность благодаря целебным грязям, которая образуется на их дне. Лечебная грязь издавна добывается в Сакском озере.
Грязи применялись в лечебных целях уже в седой древности. Установлено что в античную эпоху на Керченском полуострове существовали лечебницы, расположенные, вероятно, на побережье озер Чокрак, Тобечик, Чурбаш. Археологами здесь обнаружены следы античных общественно-культовых строений и фрагменты посвятительных надписей, свидетельствующие об использовании этих водоемов для лечения людей. Целебная сила крымских грязей стала широкоизвестной в прошлом веке. Есть сведения, что чокракскую грязь вывозили даже в Италию В настоящее время в Крыму грязелечение применяется в общем комплексе лечебных средств. Грязь Сакского озера, например, используется для лечения костно-суставных, гинекологических и кожных заболеваний, последствий военных травм и заболеваний спинного мозга. В феодосийском санатории «Восход» используется целебная грязь озера Чокрак.
Использование этих природных ресурсов, казалось бы, не вызывает никаких проблем. Илы — вот они, под ногами, запасы их огромны; строй рядом курорты, грязелечебницы... Однако и здесь существуют проблемы, трудности. И вызваны они зачастую бесхозяйственностью равнодушных к делу людей, их неумением или нежеланием заглянуть в будущее. Так, до недавнего времени жители Сак были свидетелями быстрого истощения запасов целебного ила в знаменитом Сакском озере. В 1933 г. запасы его целебных илов составляли 20,8 миллиона тонн, в 1958 г. — 10,2 миллиона, в 1967 г.— 7,5 миллиона, в 1975 г. — 5,6 миллиона тонн. Причин этого явления несколько, в частности опреснение бассейна паводковыми водами, а также водами, которые сбрасываются сюда после полива прилегающей территории. Сыграл свою роль и бесхозяйственный вывоз целебной грязи не только в другие здравницы Крыма, но и во многие города и области Советского Союза, где применяется грязелечение. Всего за годы эксплуатации добыто около миллиона тонн грязи, около 40% этого количества увезено, то есть безвозвратно потеряно. Еще несколько лет назад возникали ситуации, когда из-за нарушения перемычки был открыт свободный доступ в грязевое озеро рапы из западной части бассейна, которая служила сырьевой базой химзавода. В результате вода озера насыщалась вредными отходами производства. Только в 1973 г. промышленная часть Сакского озера была передана сакскому курорту. Это позволило организовать ведение грязевого хозяйства по единому плану. Реконструкция гидротехнических сооружений дала возможность поддерживать в озере нужный режим, избегать неоправданных потерь целебной грязи.
Печальным примером бесхозяйственного отношения к лечебным ресурсам служит озеро Мойнаки в Евпатории, которое уже не дает целебной грязи. В таком же плачевном состоянии оказались озера Керченского полуострова Аджиголь, Узунларское и некоторые другие. Это служит наглядным свидетельством того как малейшее отступление от принятых санитарных норм и природоохранных правил приводит к потере (часто невосполнимой) наших ценнейших природных ресурсов.
Крым (и не только южнобережный) как бы специально создан природой для лечения и отдыха людей. Немаловажное место в лечебном арсенале занимают минеральные воды. Как и целебные илы, минеральные воды Керченского полуострова использовались еще населением Боспорского царства. Вот сообщение Д. С. Кирилина, научного сотрудника Керченского историко-археологического музея, опубликованное в «Крымской правде» 2.VII.1975 г.: «Благодаря найденным надписям и археологическим раскопкам установлено, что во II веке нашей эры в районе Темир-горы функционировала лечебница, а на северной окраине Аджимушкая, начиная еще с I века нашей эры, жители Пантикапея пили воду из целебного источника. Он действует до сих пор и пользуется хорошей славой. Большой известностью как целебный источник пользовался так называемый фонтан Гликарии (I век нашей эры) в районе Нимфея (ныне Эльтиген, или Героевское) на берегу моря».
В конце XIX — начале нашего века возродился интерес к минеральным водам Крыма. В 1904 г. недалеко от города Феодосии у горы Лысой при бурении скважины для полива виноградников была вскрыта вода, которая получила название «Паша-Тепе» (ныне «Феодосия»). По химическому составу она оказалась близкой к воде Ессентукского источника № 20. В 1916 г. «Паше-Тепе» была удостоена в числе немногих золотой медали на Международной выставке в Бельгии. В 1913 г., также в Феодосии, был открыт другой источник целебной воды, получившей название «Крымский нарзан». В наши дни один за другим стали получать известность источники минеральных вод в Ялте, Меласе, Саках, Евпатории, в районе Внутренней горной гряды, в степной части Крыма. Одни из них выходят на поверхность естественным образом, другие вскрыты скважинами.
Одним из наиболее известных минеральных источников Крыма является Аджи-Су, именуемый также источником Черные воды. Находится он в верховьях реки Бельбек, в Коккозской долине. Породы, из которых он вытекает, называются таврическими сланцами. Залегают они в основании Главной гряды и являются более древними породами, чем лежащие на них карстующиеся верхнеюрские известняки.
Источник Аджи-Су выходит, как говорят гидрогеологи, «тремя головами» на дне широкой балки. Это значит, что имеются три выхода воды, расположенные достаточно близко друг от друга. Любопытно, что один из этих источников (верхний) дает чистую пресную воду, а вода двух других, находящихся на 18 и 45 м. ниже первого, не только горько-соленая на вкус, но и содержит значительное количество газа.
Впервые источник Аджи-Су исследовал в 1929 г. крымский ученый С. П. Попов, а в 1931 г. здесь уже работала целая партия, которая занялась изучением состава газов, выходящих вместе с водой. Сотрудники этой партии установили, что верхняя «голова» источника является фальшивой Область питания ее находится выше долины, в горах, а вот две других «головы» питаются водой, которая поступает откуда-то снизу, из глубинных горизонтов таврических сланцев. Очень интересен состав газовой смеси, поднимающейся из земных недр. Среди газов в ней преобладают азот (75-76%), метан и тяжелые углеводороды (23-24%), углекислота (0,4%), сероводород (0,1%). Кислорода смесь содержит всего 0,2%. Особый интерес представляет содержание в ней благородных газов: аргона, ксенона, гелия, неона; само присутствие этих газов неопровержимо свидетельствует об очень большой глубине места их образования. Сама вода двух «истинных голов» источников — это по существу раствор хлористого натрия и хлористого кальция. Она слаборадиоктивна; кроме основных компонентов, содержит йод, бром, бор, железо, марганец, стронций, мышьяк, цинк. С. П. Попов сравнивает эту воду с широкоизвестными Аахенскими минеральными источниками и с Александро-Ермолаевским источником в Пятигорске. На базе источника Аджи-Су в настоящее время работает областная специализированная больница «Черные воды».
Исследователями установлено, что в распределении минеральных вод на Крымском полуострове прослеживаются свои закономерности. Доктор геолого-минералогических наук С. В. Альбов выделяет в Крыму три гидроминеральные области: равнинный, горный Крым, Керченский полуостров. В равнинном Крыму обнаружены азотные, метановые, сероводородные и смешанного газового состава воды (названия даются по газу, преобладающему в составе газовой смеси). Воды эти либо холодные (14-15°), если они располагаются в верхних частях земной коры либо горячие (до 58-62°), если находятся в нижних слоях толщи пород. Так же, как температура, изменяется их минерализация — от почти пресных до соленых, содержащих 36-38 г. солей в литре. В горном Крыму воды сульфатные и хлоридные (название дается по преимущественному содержанию солей, растворенных в воде) В состав газовой смеси входит, главным образом, азот, в меньших количествах присутствуют метан, сероводород, редко встречается углекислый газ. Температура воды здесь невысокая, 12-15°, лишь в отдельных случаях она достигает 27°.
На Керченском полуострове обнаружены воды углекислые (в глубоких горизонтах), а также сероводородные, метановые и азотные. Температура их на больших глубинах достигает 45°.
Таким образом, минеральные воды Крыма обладают самым различным солевым (есть среди них соленые, содовые, железистые, соляно-щелочные и т. д.) и газовым составом. Необычайно широк и спектр их лечебного воздействия на человека. Вот несколько примеров. «Ялтинская минеральная» вода, вскрытая при проходке Ялтинского гидротоннеля, применяется для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, желчных путей, печени, хронических гастритов. Вода источника Аджи-Су используется для лечения ревматизма, ишиаса, радикулита, болезней суставов и связок, тромбофлебита, кожных заболеваний и т. д. Минеральная вода «Феодосия» применяется при заболеваниях желудка, кишечника, печени, почек, при нарушениях обмена веществ. Добываемая из скважин вблизи курорта Саки «Крымская минеральная» по своим вкусовым и целебным качествам близка к типу воды «Ессентуки-4». Вода из скважин в Евпатории используется для ванн и лечебно-плавательных бассейнов в двух санаториях. Она эффективна при лечении остаточных явлений полиомиелита, радикулитов, невритов, гинекологических, сердечно-сосудистых заболеваний, язвы, гангрены и т. д. С успехом применяется она также для питья и при лечении хронических заболеваний полости рта и верхних дыхательных путей.
В степном Крыму минеральные воды встречаются довольно часто, особенно при бурении скважин. Их ищут специально или же вскрывают попутно при поисках других полезных ископаемых. По определенной методике ведется подсчет запасов минеральных вод. Лабораторией электромоделирования гидрогеологических процессов Академии наук УССР, специально занимавшейся изучением термальных вод в западном Крыму, воссоздана картина движения горячих подземных вод в Евпаторийско-Новоселовском бассейне и подсчитаны их запасы. Оказалось, что количество тепла, которое могут дать воды западного Крыма, приблизительно равно энергии, получаемой при сжигании 100 тысяч тонн угля в год. Это столько, сколько необходимо для отопления почти 50 тысяч квартир. Если здесь заложить эксплуатационные скважины, они окупятся менее чем за два года, а после этого в течение трех-четырех лет будут давать даровую энергию на сумму свыше миллиона рублей ежегодно.
С сожалением приходится констатировать, что запасы драгоценных (именно драгоценных — это не оговорка) минеральных вод нередко либо расходуются не по назначению, либо вообще пропадают без пользы. Вскрытые скважинами горячие минеральные воды, расположенные далеко от главных транспортных магистралей, в лучшем случае используются только местным населением (здесь обычно строят бани или душевые). Еще в недавнем прошлом вода из многих незатампонированных скважин бесцельно сбрасывалась в речки или просто на землю, а это двойная беда: с одной стороны, истощаются запасы лечебных вод, с другой, может произойти засоление почвенного горизонта. Заброшенные, незатампонированные скважины вызывают гидравлическую связь между горизонтами, что приводит к переливу воды из одного водоносного горизонта а другой, а перелив соленых вод ухудшает качество воды в горизонтах, которые служат источниками питьевого водоснабжения.