Крым Статьи Берегите природу, мать вашу!
Берегите природу, мать вашу!
В.В. Малюгин, г. Симферополь

Напомним кратко содержание первой части "Не ездите на Тарханкут". С 2005 года, ранее сравнительно малопосещаемый Тарханкутский полуостров, становится объектом массового туризма. Отсутствие элементарных понятий об охране природы, организации и контроля туристов приводит к печальным последствиям. Вытоптанная и выжженная степь, засыпанная грудами отходов на 50 метров от береговой полосы. Была сделана попытка найти причины данного явления и дать рекомендации по организации отдыха в необорудованных местах, в полевых условиях. С 2005 по 2006 год статью прочитало 1022 человека.

Изменилось ли что-то за 2006 год, в какую сторону? Скажу сразу, изменилось крайне мало. Все описанные тенденции сохранились и получили свое развитие, никаких уравновешивающих мероприятий замечено не было.

Отдыхающие 2006.
Отдыхающие 2006.

Количество туристов, по сравнению с 2005 годом не уменьшилось. "Стиль отдыха" не изменился, количество выбрасываемого на месте мусора аналогичное. Положение усугубляется неубранным с прошлого года. В итоге имеем замусоренную полосу степи глубиной 50-100 метров. Свалки, разнесенные по степи бутылки и пакеты, остатки импровизированных туалетов... впечатление удручающее.

Степь, море и мусор.
Степь, море и мусор.

В предыдущей статье назывались причины сложившегося положения, вернее была сделана попытка их назвать. Попытка более или менее удачная, но далекая от полноты. "Зри в корень" - говорил Козьма Прутков. Попытаемся это сделать.

Что мы видим? Много людей приехало отдохнуть на природу, в данном случае на Тарханкут. Почему, так много и именно сюда? Причина в начавшейся широкой рекламе ранее малоизвестных мест отдыха. Это не просто реклама, посвященная конкретному пансионату, санаторию, поселку и т.п. А реклама, посвященная созданию образа Крыма, как курорта, как туристического объекта. Отсюда большое количество материалов, посвященных крымским достопримечательностям. Одной из достопримечательностей не посчастливилось стать Тарханкуту.

Далее. Приехали, значит, люди и отдыхают. Судя по количеству привезенных продуктов (туризм в основном автомобильный - можно привезти много), основа отдыха это еда и, конечно, спиртное. А почему именно так? Зачем столько, если запросто можно обойтись половиной. А спиртное можно уменьшить раз в пять. Причина в сформированных той же рекламой представлениях. Счастье в еде, больше еды - больше счастья. Отдых на природе неотделим от спиртных напитков. Всем знакомы эти рекламные сюжеты.

Продолжаем. Поели, попили, все не осилили, остатки и одноразовую упаковку выбросили - не забирать же домой.

Спешите пополнить.
Спешите пополнить.

Дальше как в анекдоте. Мальчик смотрит мультфильм про Дюймовочку. Лягушка говорит:

- "Ну, вот поспали - теперь можно и поесть. Ну, вот поели - теперь можно и поспасть".

- "Мама, а когда же они срут?".

Еще один источник загрязнений, от него никуда не денешься, это процесс объективный, никакой рекламой необусловленный. Туалетов поблизости нет. Делать нечего приходится гадить на месте, отойдя немного в сторону.

Следующий вопрос - курортный инвентарь. Инвентарь преимущественно дешевый, одноразовый. Следовательно, быстро ломающийся, починить его невозможно, не выгодно, проще купить новый. А этот лучше выбросить, не везти же домой такую дрянь. И вот появляются на берегу проколотые матрасы, лопнувшие мячи, сломанные зонты, стулья, порванные тенты, подстилки, стоптанные за день одноразовые тапочки и т.п.

Новый символ Крыма - чайка на фоне свалки.
Новый символ Крыма - чайка на фоне свалки.

Обобщим все вышесказанные элементарные, понятные каждому вещи в схему.

Схема 1. Производство и доставка мусора.
Схема 1. Производство и доставка мусора.

Вот мы и получили нашу груду отходов. Мусорных контейнеров нет, туалетов нет, ответственности и контроля нет, 95% отдыхающих весь мусор оставят на месте. Размер кучи мусора зависит от количества отдыхающих. Количество обеспечивается рекламой, которую заказывают производители продукции, туроператоры и местные органы власти (МОВ). Таким образом, стремление производителей продукции увеличить продажи приводит к грудам мусора! Усилителем данного процесса является преимущественная одноразовость упаковки и инвентаря. Благодаря туроператорам и МОВ этот мусор появляется в определенном месте. Вот и вся система. Система явно неполноценная, такая долго существовать не сможет - кому захочется отдыхать в куче мусора? Имеется цепочка производства и доставки мусора к месту отдыха, но нет уравновешивающей ее цепочки утилизации и захоронения.

Пешком столько не принести.
Пешком столько не принести.

Немного пофантазируем об этой второй, недостающей половине.

МОВ и туроператоры, для сохранения мест отдыха на долгие времена организуют туалеты, места сбора отходов, их утилизацию и захоронение. В этом им помогают производители продуктов, курортного инвентаря и т.п. Для уменьшения затрат на данные мероприятия ведется реклама - "Берегите природу". Тех, кто не внемлет, МОВ штрафуют и портят им отдых другими доступными средствами.

Схема 2. Утилизация и захоронение.
Схема 2. Утилизация и захоронение.

А все же, почему первая цепочка у нас есть, а второй нет? А потому, что ни у МОВ, ни у туроператоров, ни у производителей, на текущий момент, нет ни одного обоснованного мотива для ее создания.

Первый возможный мотив - ответственность МОВ и туроператоров за сохранность мест отдыха. Такой ответственности, даже теоретически, нет. За выброс мусора ответственность несет конкретный отдыхающий, но на практике ни одного примера не видел.

Ответственность производителей за утилизацию ограничивается определенными сборами в госбюджет. Как расходуются эти деньги - не знаю, но явно неэффективно. Пластиковые бутылки, пакеты, обертки, банки и т.п. с торговыми знаками конкретных производителей, плательщиков этих сборов, занимают центральное место на свалках.

Второй возможный мотив. МОВ и туроператоры, желая иметь долговременный источник сборов и доходов, заботятся о сохранении мест отдыха, собирают и утилизируют отходы, а так как это дорого, то и заботятся, чтобы мусора было поменьше. Все эти мероприятия требуют денег сейчас, а отдачу дадут в будущем. Поэтому нужна уверенность, что потом, даже через 10 лет можно будет воспользоваться результатами этих вложений. Уверенности такой ни у кого нет.

Напоследок, небольшая ложка меда после бочки дегтя. В этом году возле Оленевки наблюдал образцово устроенную стоянку. Человек десять на трех машинах. Привезли с собой мусорный бачок, мусор кидали только в него, по мере наполнения паковали в мешки, по отъезду увезли с собой. Поинтересовавшись, узнал, что такое необычное ныне поведение - следствие впечатления, произведенного статьей "Не ездите на Тарханкут".

Замечания по статье присылайте на admin@adminland.ru.

12 февраля 2007


Дополнительные материалы:


Крым Статьи Берегите природу, мать вашу!
adminland.ru 19 сентября 2008