Крым Статьи Два века в судьбе пещер Чатырдага
Два века в судьбе пещер Чатырдага.
Историко-публицистический альманах "Москва-Крым" №3
А.Ф. Козлов (Симферополь), В.Ф. Козлов (Москва)

Гора Чатырдаг, встречающая всех, кто едет на Южный берег, давно уже стала своеобразным символом Крыма. Не случайно ее похожий на шатер силуэт попал на старинный герб Таврической губернии. Гора, ее знаменитые пещеры издавна привлекали внимание многих путешественников, вдохновляли поэтов, писателей, художников. Русский писатель П.И. Сумароков, племянник знаменитого поэта и драматурга, ровно два века назад назвал Чатырдаг "величественным колоссом" и оставил потомкам наказ: "Быть в Крыму и не сделать посещения Чатырдагу есть дело предосудительного равнодушия". Сумарокова поразило то, что на дне одной из чатырдагских пещер находился ледник "Один татарин спустился при нас туда по канату и, достав большую глыбу льда, произвел схождением своим немалый в ней шум, что происходило от полета испуганных диких голубей...".1

Об этом же, кстати, писал в 1830-1840 гг. в стихотворении "Чатырдагские ледники" популярный тогда русский поэт В.Г. Бенедиктов:

Разом здесь из жаркой сферы
В редкий холод я вошел.
Здесь, на дне полупещеры -
Снега вечного престол...2

Почти одновременно с Сумароковым в 1799 г. Крым посетил другой русский писатель и поэт В.В. Измайлов, оставивший свои впечатления в "Путешествии в полуденную Россию". В сопровождении спутников, среди которых были француз, грек и проводник-татарин, Измайлов на лошадях взобрался на вершину Чатырдага, откуда обозревал Акмечет (Симферополь), Карасубазар (Белогорск), Бахчисарай и Черное море. Спускаясь с вершины, уставший путешественник, по его словам, "имел еще довольно сил, чтобы сойти во глубину одной из ледяных пропастей, ископанных в горе рукою Природы, чтобы пробыть там несколько минут и сказать себе: я прикасался к двум крайностям нашего земного мира. Недавно был под облаками; теперь стою под землею".3

Крымские пещеры занимали не последнее место в описаниях сентиментальных путешественников. Историки библиофил Н.С. Всеволожский в 1836 г. совершил через Крым вояж в Турцию, Северную Африку и Западную Европу. Видимо, для 64-летнего пилигрима подъем на Чатырдаг был чересчур труден, и он удовлетворился посещением пещеры Кизил-Кобы в Салгирской долине. Н.С. Всеволожский описал подземные залы, сталактиты, привел легенды, которые проводник-татарин Сеид рассказал о пещерах.4

С проведением в 1860-х гг. в Крым железной дороги поездки на юг стали обычным явлением. Появились и практические путеводители, рекомендовавшие путешественникам посетить невиданные для россиян крымские пещеры.

Д. Соколов, за семь месяцев объехавший верхом весь Крым, посвятил Чатырдагу и его пещерам целую главу своей книги-путеводителя "Прогулки по Крыму...". Бинбаш-Кобу (Тысячеголовую) и Сулу-Кобу (Холодную) Д. Соколов уже называет "знаменитыми подземными сталактитовыми пещерами". Вот как описывает путешественник свои впечатления от посещения Бинбаш-Кобы: "Сначала при входе в пещеру нужно идти согнувшись и даже становиться на колена а через несколько саженей пещера переходит в подвал. В этой пещере валяется много человеческих костей и черепов, разными посетителями натасканные даже до самого наружного отверстия. [...] Но кроме темноты и удушья ущелья, сырости и грязи, увидите презанимательные сталактитовые фигуры, надгробные памятники, безобразные статуи, колонны, целые ряды разнокалиберной выпуклости по стенам и сводам переплелись рубцами, как оголенные корни вековых деревьев. Ногами наступаем на человеческие кости и головы, которых, сам не зная для чего, разбил штук пять о стену, оказались прочны. Черепа чрезвычайно толсты, желтого цвета. Татарин, единственный мой спутник в пещере, почему-то пришел в страх и стал просить меня оставить эту операцию и не мало удивлялся мне, что я распоряжался здесь как у себя дома. Уважив его просьбе, я предложил ему идти со мной дальше в какой-либо лаз пещеры, но он положительно отказался".5

Длина Бинбаш-Кобы (Тысячеголовой) составляет 110 м, а Суук(Сулу)-Кобы-210м.

Ф. Гросс. В крымской пещере. Литография середины XIX в.
Ф. Гросс. В крымской пещере. Литография середины XIX в.

Увы, такое отношение к памяти прошлого не было единичным, что постепенно и привело к уничтожению природного убранства пещеры. Сам Д. Соколов говорит уже о древней традиции "выломать на память себе кусок сталагмита". Даже Евгений Марков запросто писал: "Отбив несколько красивых кусков сталактита и осмотрев все, что было доступно без крайнего риска, мы поспешили назад..."

Любимыми сюжетами путешественников, описывающих пещеры, были рассказы о происхождении черепов и костей в Тысячеголовой. Д. Соколов писал: "Народное предание о пещере с костьми передает следущее. Какой-то народ, а может быть и обитатель этой страны, бежал от плена своего завоевателя и спрятался в этой пещере; но когда покоритель отыскал их тут, то в отверстие пещеры наклал лесу и зажег, отчего все укрывшиеся в ней от дыму задушились". Многие же из ученых и путешественников считали, что пещера была местом человеческих жертвоприношений.

Главным же популяризатором крымских и особенно чатырдагских пещер был знаменитый писатель и крымовед автор многократно переиздававшихся "Очерков Крыма" Евгений Марков.

О Евгении Маркове и его "Очерках" см. альманах "Москва-Крым". Вып. 2. - С. 182 -194.

Первоначально его замечательные путевые очерки были опубликованы в конце 1860-х - начале 1870-х гг. в "Отечественных записках" и в "Вестнике Европы", а затем вышли отдельной книгой. Один из разделов ее автор-путешественник так и назвал "Пещеры Чатырдага" (в первом издании - Бомбат-Коба - Пещера 1000 голов. - Наше смущение. — Холодная пещера, или Сулу-Коба). Две страницы Марков посвящает описанию преодоления длинного грязного и узкого коридора Тысячеголовый пещеры. Восхищение Маркова увиденным в пещере невозможно пересказать, поэтому обратимся к авторскому тексту: "Мне никто не описывал заранее Бимбаш-Коба, и я совсем не готовился встретить в ней то, что я встретил. Оригинальность и неожиданность зрелища поразили меня. Я вдруг очутился в мрачной и таинственной индийской пагоде. Высокие своды пропадали в темноте; колонны, узорчатые, витые, будто сплетенные из кораллов целыми букетами, поднимались кверху по стенам и углам, их расписала какими-то чудесными иероглифами неведомая рука. Со сводов падали каменные и хрустальные паникадила; стояли посреди подземного храма великолепные массивные свещники странной работы, тоже сверкающие, как хрусталь... Стояли огромные престолы и органы из тяжелого хрусталя, безобразные каменные идолы, то коротенькие, уродливо-толстые, с круглыми грудями, то высокие, как столбы колонн. Один подземный храм следует за другим, поднимаясь все выше и выше в гору. Освещаемые мерцающими огнями ваших свечей, эти могильные капища кажутся еще таинственнее; их бесчисленные сталактиты, вылившиеся во всевозможные формы, где обрисовываются в голубоватом фосфорическом тумане, где сверкают яркими искрами на черном фоне глубоких сводов... Тени длинные, неуловимые и неуловимых форм ползут по стенам широко и медленно или быстро перебегают, как крыло вспуганной ночной птицы, переплетаясь, пересекаясь, сливаясь друг с другом, смотря по движению наших огней... Колоннады, жертвенники, идолы, курильницы, то выплывают из мрака, то тонут в нем, чтоб дать место новым рядам колонн, люстр и идолов... На полу, между каменными сидениями, у подножия истуканов, насыпаны страшною грудою человеческие черепа. Желтые, как репа, с черными дырами вместо глаз, с оскаленными рядами зубов, покрытые землею и плесенью, гниют эти черепа в своем великолепном сталактитовом склепе.

Они лежат без счета и призора, как кавуны на малороссийском базаре. В каждом приделе пещеры такие же кучи. Их без внимания топчет нога туриста, изумленно оглядывающего эти известковые наплывы, придавшие величие храма темному склепу. Ребра, ноги, кости рук человеческих, черепа, вскрытые как устрицы, - составляют отвратительную мозаику, которою вымощен подземный храм".6

Евгений Марков, пожалуй, лучше, чем другие путешественники, описал особое мистическое настроение, которое передается почти всем, кто спускается в подземные дворцы: "Душою овладевает какая-то непобедимая чара. Все кругом так странно и ново, что совсем выбивает человека из живой колеи... Забываешь, что ты на Чатырдаге, приехал из Алушты с проводником Османом; начинаешь впадать в какое-то мистическое сновидение, начинаешь невольно мечтать об элефантинских подземельях, о храмах кровавой богини Бохвани, требующей себе в жертву смерти и одной смерти... Это, действительно, обстановка сновидения: чуется на этих молчащих алтарях, под этими пустынными сводами невидимое присутствие какой-то страшной богини... Для кого же эти сотни лампад, эти останки от тысячи жертв?.. С возбужденною и смущенною фантазией двигались мы, не меняясь ни одним словом, не развлекая ничем своего мистического созерцания, из подземелья в подземелье".

Алушта. Палат-гора (Чатырдаг). С открытки начала XX в.
Алушта. Палат-гора (Чатырдаг). С открытки начала XX в.

Выслушав страшные татарские легенды о происхождении человеческих останков в Тысячеголовой, Марков со спутниками в тот же вечер посещает другую знаменитость Чатырдага - пещеру Сулу-Коба (Холодная пещера). Писатель сразу же заметил совершенную непохожесть ее с Тысячеголовой: "...Сталактиты и сталагмиты здесь далеко не достигают грандиозных размеров Тысячеголовой, но они облили стены и потолки подземелья изящнейшею лепной работою; перед вами темная, заманчивая ниша, то камин из точеных колонок, замысловатые резные шкафчики по углам, кронштейны, карнизы, самый тонкий горельеф, на сводах и панелях... Фонтаны и бассейны вообще обильно украшают нижние своды грота; с молодых сосулек сталактитов вода капает холодными, тяжелыми и медленными каплями..."7

На бывалого путешественника посещение лишь двух небольших пещер произвело, по его словам, незабываемое впечатление: "Я спускался глубоко в земные недра в шахтах рудников. Но первый раз в жизни пришлось мне посетить эти пустынные нерукотворные чертоги, скрытые во глубине земных толщ. Я никогда не воображал, чтобы столько простора и столько таинственного великолепия скрывала в чреве своем тяжелая кора нашей темной планеты".

Вход в пещеру Бинбаш-Коба на Чатырдаге. С открытки начала XX в.
Вход в пещеру Бинбаш-Коба на Чатырдаге. С открытки начала XX в.

На издававшихся большими по тем временам тиражах "Очерков Крыма" воспитывались многие поколения крымчан и приезжавших в Крым россиян. Тысячеголовая и Холодная пещеры стали своеобразными символами Чатырдага. Почти все, кто пытался описать посещения пещер, пересказывали легенды гибели то ли татар, то ли казаков в Бинбаш-Кобе, упоминали о мистическом ужасе, который испытывали татары перед подземными чертогами. Все это, конечно же, притягивало к пещерам новых любителей острых ощущений.

Известный русский путешественник, знаток Западной Европы и автор замечательных описаний и путеводителей по ее достопримечательностям Сергей Филиппов тоже счел нужным при посещении Чатырдага осмотреть, по его словам, "знаменитые" подземные сталактитовые пещеры. Холодная пещера произвела на Филиппова наиболее сильное впечатление, что видно из ее описания.

"Мы собираемся в одну группу, берем по нескольку свеч, одну из которых каждый зажигает, и вступаем в пещеру. Впереди идет проводник. Белесоватый свет извне чуть западает в этот вестибюль странного дворца. Приходится спускаться по какой-то наклонной плоскости, похожей на лестницу. Сбоку искрится подземное озеро. Стены сыры, и со сводов капает вода. Ноги постоянно скользят. Огонь свечки освещает ровно настолько, чтобы видеть свою руку и спину идущего впереди. Спертый воздух и гробовая тишина, нарушаемая звуками падающих капель и наших шагов по мягкому грунту рыхлой земли. Но то и другое без отзвука, коротко, глухо.

Вход в пещеру Кизил-Коба. С открытки начала XX в.
Вход в пещеру Кизил-Коба. С открытки начала XX в.

Перед нами открывается первая небольшая зала, за нею другая больше, третья, двадцатая и т.д. Сколько их еще - неизвестно. Не нужно забывать, что одна только вершина Чатырдага имеет 10 верст длины и в широких местах достигает почти половины этой цифры. Нельзя забыть и вершину горы, поднимающейся на 5000 футов с лишком над уровнем моря. Кто же скажет, как далеко идет пустота, где она кончается и как глубоко расположены пещеры? Они могут достигать подошвы и идти неизмеримо ниже ее. Их могут быть сотни и десятки тысяч - одинаково. Мы ничего не знаем и ничего не можем знать об этом. То, что известно людям, - это несколько зал, далее которых никто еще не заходил.

Они идут вниз и поднимаются кверху. К ним попадешь со всех сторон, и они открываются неожиданно из-за угла, колонны, уступа. Между ними есть большие и маленькие. Одни напоминают оранжевые гроты, другие - целые манежи, где мог бы свободно поместиться целый полк. Со сводов свешиваются длинные сталактиты, иногда красивые, иногда отвратительные по форме и очертаниям, между сталагмитами, которые вырастают на земле, еще более капризных фигур. Когда мы в очередной из зал зажгли каждый по две свечки (нас было человек десять) и заставили татарина жечь магний, получилась одна из необыкновенных, сказочных, невероятно волшебных картин. Апофеозы самых лучших балетов и феерий, какие-то грубо и скудно лубочные пародии перед этим. Все сталактиты вспыхнули и засверкали разноцветным блеском. Это было настоящее бриллиантовое царство, где не доставало лишь пляски гномов и хороводов подземных духов. Что-то настолько фантастическое, что нельзя описать, да и бесполезно описывать...".8

В Тысячеголовой С. Филиппов наткнулся "на груды человеческих костей, которые отвратительно трещат под вашими ногами". Пересказывая татарские легенды о происхождении этих останков, путешественник пишет: "Татары редко и неохотно посещают эту пещеру, и чабаны, живущие около нее десятками лет, никогда не решаются проникнуть в нее: они боятся. Пещера эта окружена в их воображении ореолом сумрачного величия и мистического ужаса. Ее редко посещают туристы..." Далее автор не нескольких страницах живописно рассказывает о заблудившихся в этой пещере двоих путешественниках и чабане, их переживаниях и счастливом конце.9

Ялта. Горный клуб и экскурсионная линейка. С открытки начала XX в.
Ялта. Горный клуб и экскурсионная линейка. С открытки начала XX в.

Благодаря издававшимся в Москве и Петербурге описаниям Крыма, россияне познакомились с достопримечательностями полуострова и, в частности, с крымскими пещерами. Записки и очерки путешественников подготовили почву и для появления первых крымских путеводителей, рассчитанных уже на массового туриста.

М. Сосногорова, автор одного из первых путеводителей "для путешественников", крымским пещерам уделила два небольших раздела: "Пещеры Кизыл-Коба" и "Пещеры под Чатырдагом". Жанр путеводителя предлагал довольно сжатую, практическую информацию об истории пещер, их расположении. Во втором издании (1874)читателю сообщается, что "пол пещеры влажен и весь покрыт человеческими костями... В самой большой зале, в той, где посредине находится возвышение в виде алтаря, в тридцатых годах стояли прислоненные к стене человеческие скелеты... В настоящее время скелеты все разметаны и нет уже ни одного целого черепа. Черепа разбирают постоянно посетители, что очень жаль; потому что здесь находили и иногда еще и теперь попадаются очень интересные черепа, напоминающие "неандертальский" череп. Есть черепа кавказской расы, монгольские и черепа с широким низким лбом, похожие на те, которые находят в курганах южной России и приписывают скифам".10

А вот что Сосногорова пишет о второй пещере — Суук-Кобе: "Все залы и галереи украшены прекрасными сталактитами, которые при освещении блестят, как изумруды на солнце. По богатству сталактитов и сталагмитов, являющихся здесь в самых разнообразных фигурах и формах, сталактитовая пещера Суук-Коба может быть названа самой красивой в Крыму".11 Невольно сравниваешь эту восхищенную оценку более чем столетней давности с современным плачевным состоянием пещеры и поражаешься вандализму путешественников и туристов всех поколений, лишивших потомков великолепного памятника природы.

Парадоксально, но чем больше современники уделяли внимания чатырдагским пещерам, описывая их красоту, передавая страшные легенды, тем больше они притягивали туристов. Появились и стихотворения, посвященные подземному миру Чатырдага, одно из которых, "Пещера Суук-Коба", предложено читателю в путеводителе 1889 г.:

Час спустя, вся кавалькада -
Пред пещерой. Темный вход,
Точно зев отверстый ада,
Души жертв заблудших ждет.
Сходят робкими шагами
Вниз, по скользкой крутизне;
Грязь и камни под ногами,
Тьма и холод в глубине.
Ни луча дневного света,
Знаков жизни ни следа...
Как в гробу; лишь слышно, где-то
Звонко капает вода.
Сырость, мрак.
Грудь дышит трудно.
Пламя тусклое свечей,
Озаряет крайне скудно
Группы вычурных камней.
Отовсюду сталактиты,
То отдельно, то подряд,
То в сплошные массы слиты,
Будто искрами блестят.
Боковые коридоры
По стенам, то там, то тут,
Как чудовищ адских норы,
В недра страшные ведут.
Тихи гости подземелья,
Смолкли речи их и смех;
Вместо шумного веселья
Вид подавленный у всех.
Душно здесь, в могиле тесной...
Вверх скорей! Там воздух чист,
Там сияет свод небесный,
Там шумит зеленый лес...12

Чем активнее осваивался Крым и увеличивались потоки туристов на Чатырдаг, тем большему разорению подвергались сталактитовые пещеры. Если в путеводителях 1870-1880-х гг. описывались только красоты подземных дворцов, то авторы подобной литературы начала XX в. писали уже о невосполнимых утратах, нанесенных пещерам экскурсантами. В первом издании "Путеводителя по Крыму" А. Безчинского (1901) известный знаток Тавриды доктор В.Н. Дмитриев вспоминал: "Еще в шестидесятых годах очень редкие в те времена туристы могли составлять здесь большие коллекции черепов и других скелетов, и в семидесятых еще много костей валялось по полу и по щелям; теперь же едва можно найти косточку, забившуюся в какой-нибудь уголок". О чудесных сталактитах пещер автор грустно пишет: "Оставлены только серенькие, невидные, а от лучших остались только сверкающие алмазами изломы. Жадность человеческая не довольствовалась маленькими сувенирами, а грабила такими кусками, которые приходилось увозить на мажарах. Дело прошлое, теперь этого не будет больше, не потому, впрочем, что теперь нет жадных людей, а потому, что грабить больше нечего".13

Крымские общественные деятели задолго до начала XX в. поднимали вопрос об организации туризма на полуострове и сохранении пещер от вандализма. В этой связи стоит вспомнить Крымский горный клуб (с 1905 г. — Крымско-Кавказский горный клуб), основанный в 1890 г. по образцу заграничных альпийских клубов. Правление клуба находилось в Одессе, а в Ялте и Севастополе были открыты первые его отделения. Задачами клуба были не только всестороннее научное исследование крымских гор и предгорий и "поощрение к посещению и исследованию этих местностей учеными, художниками и туристами...", но и "охрана редких горных видов растений и животных, исторических памятников и всяких достопримечательностей".14 Чатырдаг занимал важное место в деятельности нового крымского общества. Организованные группы туристов (преимущественно учащихся), сопровождаемые проводниками-татарами, пешком или на верховых лошадях поднимались на вершину горы, путешествовали по нижнему плато, где посещали пещеры.

Ялтинское отделение Крымского горного клуба решило основать у пещер "убежище" для своих экскурсантов и весной 1893 г. с этой целью арендовало у поселян деревни Биюк-Янкой (ныне село Мраморное) участок земли. Вскоре двухкомнатный каменный домик "приюта-убежища" у края котловины был готов. В ноябре 1893 г. гостивший в Одессе председатель ялтинского отделения доктор В.Н. Дмитриев на заседании Крымского горного клуба сообщил, что постройка обошлась в 329 руб. Среди активных строителей домика был и местный житель деревни Аян Мустафа Джемилев, которому по предложению Дмитриева правление клуба постановило выдать ценный подарок. Мустафа, в первое время существования домика, был и его сторожем. За вход в каждую пещеру решили брать 10 коп. с посетителя, что должно было частично окупить расходы по строительству домика. Члены клуба пещеры посещали бесплатно. С начала июля по середину августа в приюте останавливалось 192 экскурсанта.15

Домик у чатырдагских пещер стал, пожалуй, первым организованным хозрасчетным туристским пунктом в крымских горах. Приют был предназначен для отдыха и ночлега в летнее время и функционировал с 10-15 мая до 10-15 сентября. В помещении висела такса нехитрых услуг. По требованию посетителей сторож готовил самовар, предоставлял чайную посуду, подавал кофе, чай, молоко, яйца, жарил шашлык из свежего барашка. Ассортимент предлагаемых продуктов иногда включал колбасу, сыр, сардины и печенье. За ночлег с каждого посетителя взималось 20 коп. Внутри домик был обставлен крайне просто - по стенкам стояли длинные деревянные скамейки, в комнатах были земляные полы, за топку камина посетители платили еще 20 коп.

Домик у чатырдагских пещер. С открытки начала XX в.
Домик у чатырдагских пещер. С открытки начала XX в.

Устройство домика имело целью и охрану самих пещер, к тому времени уже основательно разграбленных; у сторожа можно было купить по 10 коп. стеариновые свечи. На стене на видном месте висели и "правила для посетителей", в которых среди прочего запрещалось портить пещеры, "отбивать, откалывать сталактиты и сталагмиты".16 В комнате лежала книга, в которую посетители приюта и пещер записывали свои фамилии, адрес, а также предложения по улучшению обслуживания. Любопытно, что среди записей 1893 г. были пожелания согревать пещеры печами (!) и вычистить Тысячеголовую от остатков костей.17

С устройством домика поток экскурсантов в пещеры еще более возрос. Входить в пещеры без оплаты и сопровождения сторожа запрещалось. Не обходили вниманием чатырдагские пещеры авторы известных путеводителей и книг о Крыме. Они с восхищением описывали красоты подземного мира, сравнивая нерукотворные залы с мавританскими украшениями или алтарями католических костелов (А. Безчинский), произведениями первоклассных художников (Г. Москвич).

В конце XIX - начале XX вв. общественное мнение все более активно вставало на защиту памятников древности и природы. Вандализм некоторых туристов вызывал решительный протест на страницах издававшейся большим тиражом справочной литературы. Мы уже цитировали опубликованные Безчинским фразы, осуждающие "пещерное" варварство. Ему вторит Г. Москвич - автор самого популярного путеводителя по Крыму: "Одно грустное впечатление осталось - это следы больших опустошений, которые попадаются на каждом шагу в пещере. И не мелкие какие-нибудь осколки унесены отсюда, нет, попадались обломки сталактитов более полуаршина в диаметре! Это уже не любознательность скромного путешественника, понятная, хотя и не извинительная, не страстишка иметь что-нибудь на память, а кощунственное поползновение на общественное достояние. Есть, например, где-то дом, балкон которого, как говорят, покоится на колоннах-сталактитах, добытых в одной из пещер! Может быть, это и красиво, во всяком случае оригинально, но хорошо ли, добросовестно ли, одному завладеть тем, что природа создала, так сказать, на общее удовольствие и пользу? Восхищение чудом природы не есть только приятное развлечение, оно имеет и серьезное научное и воспитательно-эстетическое значение, приносит не одно удовольствие, но и пользу".18

Татары-проводники на Чатырдаге готовят шашлык экскурсантам. С открытки начала XX в.
Татары-проводники на Чатырдаге готовят шашлык экскурсантам. С открытки начала XX в.

Многие защитники пещер сетовали на то, что сами татары-проводники торгуют сувенирами - сталактитами. Желающих подняться на вершину Чатырдага и спуститься в его пещеры было так много, что домика, рассчитанного на 10-15 человек, уже не хватало и рядом поставили переносной деревянный барак на 6 человек - подарок первого председателя горного клуба Ростовцева. Через десять лет после сооружения домика не могли вместить всех желающих и сами две пещеры. Один татарин-чабан случайно открыл невдалеке еще одну пещеру-колодец, за что получил от горного клуба 200 рублей и золотые часы. Спуститься в нее можно было только по 15 саженным лестницам. Посетителю во всей своей первозданной красоте открывались три обширных зала с ослепительно белыми незакопченными сталактитами. Горный клуб взял и эту пещеру в аренду, заделал вход досками, а крышку запирал на замок.19

Однако туристская стихия разрушала и новооткрытые прекрасные подземные храмы. Вот как писал об этом Н. Соколовский в "Записках Крымско-Кавказского Горного Клуба": "С болью в сердце нам пришлось убедиться, что дивная пещера № 4, которая была единственной из уцелевших, - и та разрушена и разграблена. Открытая только в прошлом году (1909), она теперь представляет печальное зрелище; громаднейшие сталактитовые колонны по несколько пудов весом отбиты и вывезены! Кем? Несмотря на трудность, с которой приходится спускаться отвесным колодцем в 18 метров, люди преодолели ее и расхитили все, что там было ценного. Они безжалостно разграбили драгоценности, накопленные природой веками, безжалостно сбили чудные гирлянды, - и лучшая из пещер Чатырдага превратилась в такую же яму, какой является пещера Суук-Коба".20 Вскоре к северо-западу от домика нашли и еще одну пещеру, которой в клубе присвоили № 6.

Вид из Алушты на Чатырдаг. С открытки начала XX в.
Вид из Алушты на Чатырдаг. С открытки начала XX в.

Маршрут к чатырдагским пещерам начинался в Алуште и проходил через большую зажиточную деревню Кербек у южного склона Чатырдага. В лучшем путеводителе по Крыму, изданном в 1914 г. Крымским обществом естествоиспытателей и любителей природы, экскурсантам рекомендовалось сделать привал в этом селе у кофейни сельского старосты Абдул Решида Мустафы оглу. Эта кофейня была одной из лучших в деревне. О других местных кофейнях путеводитель предупреждал, что они "крайне непривлекательны и лишены всякого удобства".21

Корбек, Корбеклы (ныне село Изобильное).

В деревне можно было достать за 2-3 рубля верховую лошадь и найти проводника. Путь экскурсантов пролегал через буковый лес, источник Ат-Чокрак и выходил к кошаре, где у чабанов можно было купить молоко, брынзу и даже барашка. Отсюда было недалеко и до высшей точки Чатырдага - Эклизи-бурун (1525м), откуда открывался великолепный вид на крымские горы, предгорье, море. Насладившись чудесной панорамой, туристы спускались на нижнее плато и через 2-3 часа достигали расположения знаменитых пещер.

Эклизи-Бурун - высшая точка Чатырдага. С открытки начала XX в.
Эклизи-Бурун - высшая точка Чатырдага. С открытки начала XX в.

Несмотря на все усилия, Крымско-кавказскому горному клубу так и не удалось сохранить сказочное убранство ни давно известных Бинбаш-Кобы и Суук-Кобы, ни новых открываемых пещер. Один сторож, конечно же, не мог уследить за туристами, многие из которых считали обязательным прихватить на память о Чатырдаге кусок сталактита или натека. И это несмотря на дружное осуждение такого вандализма в газетах, изданиях клуба, путеводителях и описаниях. В горном клубе хорошо понимали, что организация многочисленных экскурсий из Ялты и Алушты на Чатырдаг, широкая реклама чатырдагских пещер работали против самих же пещер. Еще до возникновения Горного клуба С. Филиппов, осмотрев поразившую его Бинбаш-Кобу (тогда еще не до конца разграбленную), сетовал: "Разумеется, где-нибудь за границей такая пещера привлекла бы тысячи любопытных, около нее всегда бы имелись опытные проводники, запасы свечей, веревок и пр. Ее бы обставили вехами, знаками, имелась бы подробная карта ее, и вы могли бы видеть все, не подвергаясь ни малейшей опасности".22

Увы, до революции в Крыму так и не удалось создать цивилизованные условия для осмотра и охраны пещер, - что привело к фактической потере для науки и туризма целого ряда подземных дворцов. И это происходило в период все возрастающего интереса к пещерам Крыма со стороны известных географов, биологов, археологов, врачей.

События гражданской войны и последующей разрухи еще более усугубили положение чатырдагских пещер. Прекратил существование Крымско-кавказский горный клуб, был разорен его домик-убежище у пещер. Возникшее в годы нэпа Крымское акционерное общество курортных и междугородних сообщений "Крымкурсо" (1923) открыло широкую сеть экскурсионных станций и баз (в т.ч. и в деревне Кербек), издало "Путеводитель по Крыму", в котором также упоминались Суук-Су и Бинбаш-Коба. Весь же текст в путеводителе о пещере посвящен только ее разорению: "...лет двадцать тому назад - еще можно было видеть в ней и черепа и кости; к сожалению, только небольшая часть этих исторических реликвий попала в музей вместе с предметами, обнаруженными при раскопках, - главная же масса их унесена отсюда туристами и проводниками, торговавшими ими, как "сувенирами с Чатырдага". Но что еще возмутительнее, так это разрушение сталактитов и сталагмитов, которые обломаны всюду - где только можно было до них добраться - во внутренних грандиозных залах".23

Автор путеводителя Крымского областного комитета по делам музеев и искусства (1925) был также солидарен в осуждении вандалов пещер: "Всеразрушающий некультурный турист, грязнящий своими надписями памятники природы и искусства в течение многих лет разграбил эти прекрасные произведения художника-природы".24

В краеведческой литературе 1920-1930-х гг. информация о чатырдагских пещерах становится все более краткой и сводится в основном к словам сожаления о разграблении туристами сталактитового убранства. Увы, показывать уже было нечего. В духе времени посетители пещер призывались к наблюдению "процесса накопления воды в недрах гор". "Всякий, побывавший под землей, несомненно, должен выйти оттуда защитником охраны природы, в частности ее естественных водохранилищ".25 В 1930-е гг. туристам, желающим подняться на вершину Чатырдага и пройти к пещерам, рекомендовался маршрут не из Кербека, а от базы Общества пролетарского туризма и экскурсий в Суате (в 4 км. от деревни Биюк-Янкой).

Крымские, в том числе чатырдагские, пещеры в эти годы довольно активно изучались и учеными-геологами, гидрологами, археологами. Кстати, Суук-Коба - своеобразный памятник и науки о пещерах. Здесь еще в 1893 г. выполнен первый в Крыму анализ карстовых вод. В период существования Крымской автономии на нижнем плато Чатырдага исследователями и туристами был открыт ряд интересных пещер и колодцев, но это не убавило популярности легендарных Тысячеголовой и Холодной.

Война нанесла непоправимый ущерб туристическо-экскурсионному делу и охране природы Крыма. Были разорены или уничтожены практически все базы и дома туристов, обслуживавшие Чатырдаг. В 1947 г. Чатырдагская яйла с пещерами была объявлена памятником природы, а в 1980 г. — заповедным урочищем. Резко повысила интерес к Чатырдагу организация в 1958г. Комплексной карстовой экспедиции АН УССР (руководитель Б.Н. Иванов), в составе которой были созданы и поисково-разведочные группы спелеологов. На нижнем плато были открыты или вновь пройдены десятки новых карстовых пещер, шахт и колодцев. К концу 1980-х годов их число достигло 140, среди которых ставшие знаменитыми Аянская (550 м.), Эмине-Баир-Хосар (1460 м.), шахт Бездонная (161 м.) и Ход Конем (до 213 м.) и многие другие. Лидером по поиску, освоению и в какой-то степени охране чатырдагских пещер в 1970-1980-е гг. стала симферопольская спелеосекция (председатель А.Ф. Козлов). В то время Крымские горы буквально захлестнула волна туристов, любителей-спелеологов, рыскавших в поисках пещер и приключений. Многие ученые, крымские спелеологи стали говорить об угрозе природе и необходимости организации спелеотуризма. В 1977 г. доктор геолого-минералогических наук В.Н. Дублинский вспоминал: "В 1960 г., заходя в изуродованную туристами, закопченную до черноты, покрытую сотнями надписей пещеру Бинбаш на Чатырдаге, мы утешали себя мыслью о том, что рядом с нею есть десятки еще неизвестных или недоступных для массового посещения подземных дворцов... Сегодня положение изменилось. Вероятность открытия новых красивых пещер резко уменьшилась, а активность туристов возросла... А охрана пещер, к сожалению, так и не налажена".26

К тому времени во многих зарубежных странах, в том числе и социалистических - Болгарии, Венгрии, Польше, Чехословакии, Югославии, были открыты большие пещерные туристические комплексы, ставшие и своеобразными центрами популяризации охраны пещер и прилегающих к ним местностей.

Случай представил и крымским, в частности чатырдагским, пещерам возможность появления качественно нового уровня спелеотуризма, охраны нижнего плато как памятника природы. В 1987 г. симферопольской спелеосекцией открыта невдалеке от Бинбаш-Кобы и Суук-Кобы уникальная по красоте огромная пещера со сложной системой залов, галерей. Новую пещеру, вход которой находится на высоте 920 м. над уровнем моря, назвали Мраморной. Опасаясь горе-туристов, симферопольские спелеологи держали свое открытие в тайне, исследуя уникальный подземный комплекс. Вскоре стало очевидно, что Мраморная может быть сохранена от разграбления только как оборудованный экскурсионный объект, и в 1988 г. был создан Центр спелеотуризма "Оникс-тур". Опираясь на лучший зарубежный опыт, после детальных научных исследований оборудовали экскурсионные маршруты, для чего проложили бетонные дорожки, установили поручни, провели освещение. У пещеры был сооружен небольшой деревянный домик.

Открытие в 1989 г. Мраморной для туристов было настоящей сенсацией. Посетителей встречали огромные залы с причудливыми формами натечных образований, редчайшими видами кристаллов. Длина оборудованных экскурсионных маршрутов составляет около полутора километров. Протяженность же всех разведанных залов - более 2 км., а глубина - 60 м. Под землей находится самый большой зал в пещерах Крыма - зал Перестройки — высотой 27 м. (это высота почти 9 этажного здания). Не поднимаясь на поверхность, можно пройти по нескольким интересным маршрутам, в том числе по Тигровому ходу, в каменных завалах которого обнаружены кости древних доисторических животных. Для любителей экзотических путешествий открыт маршрут по необорудованным нижним галереям пещеры, экскурсантам выдается специальное снаряжение.

Уникальность Мраморной пещеры принесла ей мировую известность. По оценке известнейших спелеологов, она входит в пятерку самых красивых оборудованных пещер планеты.27 Это самая посещаемая пещера Европы, и в 1992 г. она была принята в Международную ассоциацию оборудованных пещер.

Высококвалифицированные экскурсоводы (в основном студенты и выпускники Симферопольского университета) увлекательно рассказывают не только историю происхождения пещер, но и учат бережному отношению к подземным памятникам природы. За несколько лет после открытия Мраморной в ней побывало несколько сот тысяч гостей и жителей полуострова - гораздо больше чем за два последних столетия во всех старых пещерах Чатырдага. Даже такая огромная пещера с четырьмя оборудованными маршрутами не могла вместить всех желающих, и экскурсионным группам иногда приходилось ждать по несколько часов. В "Ониксе" решили открыть для экскурсионного показа еще одну малоизвестную пещеру Эмине-Баир-Хосар.

Единственным входом в нее был вертикальный 16-и метровый колодец, диаметром 8 метров. С этой загадочной пещерой-колодцем также связан ряд древних преданий. Работниками спелеоцентра в 1994 г. был расширен в породе горизонтальный 12-метровый тоннель, который выводит посетителей в просторные залы пещеры. Подземные галереи Баира протянулись на 1460 м. и опускаются на глубину более 120 м. Каждый год приносит исследователям пещеры все новые открытия. В 1995 г. спелеологи обнаружили зал, получивший вскоре имя известного исследователя подземного мира В.Н. Дублянского. Были сделаны уникальные палеонтологические находки: кости мамонта, пещерного медведя, шерстистого носорога. Как попали останки этих доисторических животных более чем на 50-метровую глубину, еще предстоит узнать.

В 1999 г. после трудоемких работ удалось открыть оборудованный маршрут по верхним залам Эмине-Баир-Хосара с уникальным глубоким подземным озером и знаменитым "Залом идолов".

"Оникс-тур" взял под свое покровительство и полузабытые ныне исторические пещеры Тысячеголовую и Холодную, куда также проводятся экскурсии, а на месте, где в 1893 г. Крымский горный клуб построил домик-приют, современные спелеологи установили памятную доску. Возможно, когда-нибудь удастся восстановить и этот домик и открыть в нем музей, посвященный истории крымского туризма и спелеологии. "Оникс-тур" - это не просто центр, занимающийся изучением и организацией экскурсий в пещеры Чатырдага. Здесь имеется лыжная база, действуют детский спелеоклуб, спортивно-оздоровительный лагерь. На территории комплекса сооружено несколько современных домиков, буфет и киоск с собственными "фирменными" сувенирами и буклетами. Значительная часть вырученных средств направляется на охрану природы, организацию рациональной эксплуатации пещер, вообще массива Чатырдага и поддержания экологического равновесия на всей его территории. Не случайно в популярном республиканском конкурсе 2000 г. "Крымская жемчужина" спелеоцентр "Оникс-тур" стал лауреатом в номинациях "За лучшую организацию экскурсионной деятельности" и "За лучшее использование рекреационных возможностей региона".

Двухвековой опыт "туристического освоения" крымских пещер многому научил. На рубеже XVIII и XIX вв. чатырдагские пещеры поражали первых русских путешественников невиданным для них загадочным миром. В течение всего XIX столетия фактически происходило варварское уничтожение этого богатства и когда в самом конце XIX в. был создан Крымский горный клуб, и на Чатырдаге у пещер сооружен домик, охранять было почти нечего. События бурного XX в. также негативно сказались на состоянии и сохранности крымских пещер, а о когда-то знаменитых чатырдагских пещерах почти перестали писать даже в путеводителях.28 И лишь в конце XX в. благодаря спелеологам-энтузиастам появился "Оникс-тур", взявший под защиту уникальные подземные дворцы Крыма и организовавший их научное и экскурсионное использование. Величайшее нерукотворное чудо — пещеры наряду с морем, великолепной природой и историческими достопримечательностями стали одним из символов уникального Крымского полуострова.

Примечания

  1. Сумароков П. Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году // Ландшафт воображений: Страницы прозы русского сентиментализма. — М., 1990. - С.354.
  2. Крым в русской поэзии: Сборник стихотворений / Сост. А Маркевич. — 2-е изд., доп. — Симферополь, 1902. — С.111.
  3. Измайлов В. Путешествие в полуденную Россию. — Ч. 3. — М., 1802. — С. 196-197.
  4. Всеволожский Н.С. Путешествие чрез Южную Россию, Крым и Одессу в Константинополь, Малую Азию... в 1836 и 1937 годах. — М., 1839. — Т.1.— С.38-40.
  5. Соколов Д. Прогулка по Крыму с целью ознакомить с ним. — Одесса 1869. - С. 137-146.
  6. Марков Е. ОчеркиКрыма. — М., 1872. — С.211—212.
  7. Там же.С215—216.
  8. Филиппов С. По Крыму: Отражения. — М., 1889. — С.439-440.
  9. Там же. — С. 442-446.
  10. Сосногорова М, Путеводитель по Крыму для путешественников. — 2-е изд. — Одесса, 1874. — С. 50.
  11. Сосногорова М, Караулов Г. Путеводитель по Крыму. — 4-е изд. — Одесса, 1883. - С. 64.
  12. Путеводитель по Крыму (Сосногоровой и Караулова). — 5-е изд, перераб. П.Головкинскими и К.Вернером. М., 1889. — С. 74-75.
  13. Безчинский А. Путеводитель по Крыму. — М., 1901. — С. 379-380.
  14. Там же.
  15. В Крымском горном клубе // Крым. — 1893. — 15 нояб.
  16. Безчинский А. Указ. соч. — С.379.
  17. Крым. — 1893. — 15 нояб.
  18. Москвич Г. Иллюстрированный практический путеводитель по Крыму. — 15-е изд. — Одесса, 1906. -С. 414-415.
  19. Чеглок А. Красавица Таврида. —М., 1910. — С. 222.
  20. Крым: Путеводитель / Крымское общество естествоиспытателей и любителей природы; Под ред. К.Ю. Бумбера и др. - Симферополь, 1914 - С. 595-596.
  21. Там же. — С. 593.
  22. Филиппов С. Указ. соч.
  23. Шнеур В.К. Путеводитель по Крыму. —М., 1924. — С.324.
  24. Путеводитель по Крыму / Под ред. А.Н. Маркевича, А.И. Полканова, Н.Л. Эрнста. —М., 1925. — С. 216-217.
  25. Баранов Б. Крым: Путеводитель. —М., 1935. — С. 109.
  26. Дублянский В.Н. Пещеры Крыма. — Симферополь, 1977. — С. 15.
  27. Пещера Мраморная: Буклет. — Симферополь, 1998. — (Серия "Мир Чатырдага").
  28. Исключением, пожалуй, является изданная в 1970 г. небольшая книжка "Чатырдаг" (авторы П.В. Чиннов, В.П.Душевский, Ю.Н. Шутов, Г.К. Рябошапко), где пещерам посвящено несколько разделов.


Крым Статьи Два века в судьбе пещер Чатырдага
adminland.ru 11 марта 2003